1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

0
8374

1. Настоящие Правила дорожного движения (далее – Правила) определяют единый порядок дорожного движения на территории Республики Узбекистан.


2. На дорогах Республики Узбекистан установлен правосторонний порядок движения транспортных средств.


3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать Закон Республики Узбекистан “О безопасности дорожного движения”, настоящие Правила и приведенные в них соответствующие требования сигналов светофора, дорожных знаков (приложение № 1 к настоящим Правилам), дорожной разметки (приложение № 2 к настоящим Правилам), а также неукоснительно выполнять требования лиц, регулирующих в пределах предоставленных им прав дорожное движение.


4. Участники дорожного движения не должны препятствовать движению и создавать опасности другим участникам движения на дорогах.

Запрещается неуполномоченным юридическим и физическим лицам повреждать или загрязнять покрытие дороги, самовольно снимать, устанавливать, загораживать, повреждать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения, устанавливать устройства “искусственная неровность”.

Лицо, создаюшее помеху движению, обязано принять все возможные меры для скорейшего ее устранения, а если это невозможно, то всеми доступными средствами информировать участников дорожного движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел (далее – ОВД).


5. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


6. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Автомагистраль — дорога, обозначенная дорожным знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд – сочлененное автотранспортное средство, состоящее из седельного тягача и полуприцепа или грузового автомобиля и прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(вами).

Безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Велосипед — транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток. Он может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью не превышающей 0,25 кВт и скоростью не более 25 км/ч.

Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги, предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный соответствующим дорожным знаком.

Полоса для велосипедистов – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная соответствующим дорожным знаком.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства специальных работ.

Владелец транспортного средства – юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или других вещных правах.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством на дорогах. К водителю приравниваются лица, обучающие вождению, передвигающиеся на животных или ведущие их, а также погонщики скота (стада).

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя, пассажира, препятствием на дороге или метеорологическими условиями. Остановка, связанная по этим причинам не считается правонарушением.

Главная дорога — дорога с твердым (асфальто—и цементобетон и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге или дороге с галечным покрытием или дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1, 2.3.1—2.3.3 или 5.1., по отношению к пересекаемой (примыкающей), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие покрытия на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Гужевая повозка — устройство, приводимое в движение лошадью (либо другими животными) или мускульной силой человека, не оборудованное двигателем и предназначенное для перевозки грузов.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя автомобильные дороги, а также трамвайные пути дорожки и тротуары, обочины.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства, при котором наступила смерть или причинен вред здоровью граждан, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси), предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее установленный маршрут с остановочными пунктами (остановками).

Механическое транспортное средство — транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные установки.

Мопед — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 см3, или электродвигателем с номинальной максимальной мощностью менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы (квадроциклы), трициклы, скутеры а также другие механические транспортные средства, приспособленные для движения по проезжей части дороги.

Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы (квадроциклы) с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие разрешенную максимальную массу не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Населенный пункт — территория, въезды и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.22—5.25.

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях дождя, снегопада, тумана и в других подобных условиях, а также в сумерки.

Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью дорожной разметки 1.1, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Организация дорожного движения – комплекс правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Организованная колонна пешеходов — группа людей, следующая по дороге в одном направлении в соответствии с требованиями пункта 16 Правил.

Организованная колонна транспортных средств — колонна из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами, сопровождаемая спереди транспортным средством с включенным блестящим маячком синего, или синего и красного цветов.

Организованная перевозка группы детей — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутным транспортным средствам.

Остановка – прекращение движения транспортного средства на время до 10 минут (приведение в неподвижное состояние).

Стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 10 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Пассажир — лицо (кроме водителя), находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Границы перекрестка определяются воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Предупредительные сигналы – сигналы, применяемые с целью предотвращения аварийных ситуаций, а также при изменении направления движения.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на них работы.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или коляску для лиц с инвалидностью, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты без двигателя и иные аналогичные средства.

Пешеходный переход — участок проезжей части, предназначенный для пересечения пешеходами дорогу, обозначенный дорожными знаками 5.16.1, 5.16.2 и дорожной разметкой 1.14.1-1.14.3.
При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2.

Пешеходная дорожка – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов отдельная дорога либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная соответствующим дорожным знаком. Часть для запрещения движения транспортных средств.

Пешеходная и велосипедная дорожка – отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный дорожными знаками 4.6.1-4.6.6.

Реверсивное движение — изменение направления движения на противоположное на специально выделенной полосе проезжей части, обозначенной дорожными знаками 5.35—5.37, дорожной разметкой 1.9 и установленным над ней реверсивным светофором.

Разрешенная максимальная масса — масса оборудованного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое (прицепы и другое), принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Регулировщик — сотрудник Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее – ГСБДД), военной автомобильной инспекции, работник дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей, наделенный в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных настоящими Правилами, и непосредственно осуществляющий указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экапировку (нарукавную повязку, жезл, диск с красным отражателем, красный фонарь или флажок).

Тротуар — часть дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном, арыком или специальным сооружением.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Фото- и видеофиксация — фиксация нарушения Правил дорожного движения с помощью специальных автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации, а также мобильными техническими устройствами видеонаблюдения и фотофиксации.

Опасный груз – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, могут привести к взрывам, пожарам или повреждениям зданий и сооружений, повредить или уничтожить материальные ценности.

Островок безопасности – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный при необходимости для остановки пешеходов при переходе проезжей части. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход. На дорогах с двусторонним движением островок безопасности, разделяющий противоположные потоки, необходимо объехать с правой стороны.

Места с ограниченной видимостью – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, махалли, жилые зоны, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.п.).
При выезде из жилой зоны транспортные средства должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

Пересечение проезжих частей – территория взаимного пересечения проезжих частей дорог, определяемая воображаемыми линиями.

Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств.

Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Фактическая масса — масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать движение, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему приоритет, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Приоритет – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Место стоянки – специально оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки (размещении) транспортных средств, примыкающее к проезжей части или отдельной полосе проезжей части, тротуару, обочине, мосту, эстакаде или другим объектам улично-дорожной сети, обозначенное соответствующим дорожным знаком.

Место платной стоянки – место стоянки на платной основе.

Опасность для движения – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Разделительная зона — элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств, расположенный выше уровня дороги или ввиде газона, арыка, специальных ограждений.

Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Опасность – любая ситуация, угрожающая для безопасности дорожного движения.

Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное транспортное средство, упавшие груз или дерево и т.п.).
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановивщееся на этой полосе движения в соответствии с требованием Правил.

Транспортное средство оперативных и специальных служб – транспортное средство, предназначенное для выполнения неотложных оперативных задач, обозначенное специальными цветографическими схемами и надписями и оборудованное блестящими маячками синего или синего и красного цветов.

Создание аварийной ситуации – принуждение других участников дорожного движения к резкому изменению направления и скорости движения, а также применение других мер для обеспечения собственной безопасности и безопасности других граждан.

Заграничные автотранспортные средства – автотранспортные средства, временно ввезенные на территорию Республики Узбекистан, зарегистрированные в учреждениях регистрации заграничных государств, предназначенные для международных перевозок грузов и пассажиров, а также для удовлетворения личных потребностей иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих постоянного места жительства на территории Республики Узбекистан.



Следующая статья2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ