7. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА

0
3089

30. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.


31. Круглые сигналы светофора обозначают:

зеленый сигнал разрешает движение;

зеленый мигающий сигнал тоже разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;

— для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до выключения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло;

желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 42 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение;

— сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.


32. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов тоже имеют то же значение, что и круглые соответствующего цвета. Их действие распространяется только на направление, указываемое стрелками.

Стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зелёная стрелка в дополнительной секции.

Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.


33. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена чёрная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает разрешенные направления движения при включении основного зелёного сигнала.


34. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов.

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера. В этом случае, вместе со светофором устанавливается соответствующий знак с изображением велосипеда.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы могут быть дополнены звуковым сигналом.


35. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.


36. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по специально выделенной для них полосе, могут применяться светофоры с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”.

Движение разрешается при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних. Из них левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.


37. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.


38. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

руки вытянуты в стороны или опущены:

— со стороны левого и правого бока — разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам — прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

— со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;

правая рука вытянута вперед:

— со стороны левого бока — разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам — во всех направлениях;

— со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

— со стороны правого бока и спины — движение всех транспортных средств запрещено;

— пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
рука поднята вверх:

— движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 42 Правил.

Регулировщик может подавать и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Регулировщик также может осуществлять свою деятельность стоя на специальном устройстве (тумба).


39. Регулировщик или сотрудник ОВД, исполняющий свои служебные обязанности, может потребовать от водителя остановить транспортное средство жестом руки или с помощью громкоговорящего устройства. Водитель должен остановиться в указанном месте.


40. Для привлечения внимания участников движения может подаваться дополнительный сигнал при помощи свистка.


41. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (дорожным знаком 5.33) (при этом самая передняя точка транспортного средства не должна находиться над стоп-линией), а в случае её отсутствия:

— на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 102 Правил), не создавая помех пешеходам;

— перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 119 Правил;

— в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которым разрешено.


42. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 41 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.


43. Водители, велосипедисты и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков и разметке.

В случае, если значение сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Если сигналы светофора не работают, водитель может продолжить движение после того, как он убедится, что сигналы светофора других (поперечных) направлений не работают.



Предыдущая статья6. ПРИОРИТЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Следующая статья8. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ СИГНАЛЫ